Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798-1863) считается одним из наиболее выдающихся художников французского романтизма. Для его картин характерен драматизм, они наполнены неистовым движением и часто достигают гигантского размера, производя неизгладимое впечатление. Использование Делакруа световых эффектов оказало большое влияние на будущие поколения художников-импрессионистов. Он был очень плодовитым художником: известно около 9 140 произведений, включающих картины, пастели, акварели и рисунки.
1. Ладья Данте
«Ладья Данте» это первая работа Делакруа, выставленная на всеобщее обозрение на Парижском салоне (престижнейшая художественная выставка Франции). Мы видим сцену ада из «Божественной комедии», Данте вместе с римским поэтом Вергилием пересекает реку Стикс, где души проклятых корчатся в муках. Важно отметить, что эта картина порвала с неоклассическими традициями, положив начало романтизму, и снискав самому Делакруа славу основоположника этого движения: все в ней было новшеством для своего времени — эмоционально окрашенные лица, говорящие позы мучеников добавляют драмы в полотно.

2. Свобода, ведущая народ
На картине «Свобода, ведущая народ» свобода выражена как личность женщины, ведущей людей на баррикады во время парижского восстания 1830 года. Это — самая известная и узнаваемая картина Делакруа. Ее создание сопровождалось шумихой: хотя государство и выкупило полотно, на публику оно было выставлено только 16 лет спустя, после революции 1848 года, когда новоизбранный Наполеон III разрешил выставить картину. Есть версия, что Делакруа, изобразил на картине себя в образе человека слева в цилиндре.

3. Греция на руинах Миссолонги
«Греция на руинах Миссолонги» — вторая картина Делакруа в поддержку греков в войне за независимость от Османской империи 1821-1832гг. Многие художники по всей Европе выступили в поддержку греков в этой войне. На картине мы видим трагический эпизод 1825 года, когда греки предпочли разрушить свой город, но не сдаться. Греция символически изображена как женщина, одетая в традиционный костюм.

4. Смерть Сарданапала
«Смерть Сарданапала» — шедевр Делакруа, вдохновленный стихотворением Байрона. На нем изображен побежденный последний ассирийский царь Сарданапал, который приказывает убить и уничтожить все, что ему дорого: его наложниц, слуг, животных и сокровища, прежде чем убить его самого. Выдающимися особенностями являются огромный размер произведения, драматические цвета, жестокие движения и игра света, которая направляет внимание зрителей.

5. Поединок гяура с пашой
«Поединок гяура с пашой» продолжает восточную тему. Это еще одна картина, вдохновленная Байроном — рассказ о злополучном романе между гяуром Османской империи и рабыней Лейлой, принадлежащей турецкому паше. За ее эту связь Лейла выброшена в море, а ее возлюбленный мстит за смерть, убивая пашу. Мы видим мастерство Делакруа в изображении сцен ближнего боя, где люди и животные тесно переплетены.

6. Вступление крестоносцев в Константинополь
Делакруа, как и другие художники 19-го века, также интересовался большими историческими событиями. Вступление крестоносцев в Константинополь изображает печально известный Четвертый крестовый поход, во время которого, крестоносцы во главе с венецианским дожем Дандоло отказались от своей цели вернуть Иерусалим и вместо этого разгромили христианский Константинополь, современный Стамбул. На картине победители входят в город, жители которого просят пощады. На переднем плане резня, которая контрастирует с ярко-голубыми водами и небом на заднем плане.

7. Сирота на кладбище
Долгое время «Сирота на кладбище» считалась эскизом или подготовительной работой к «резне в Хиосе» — второй работе Делакруа, посвященной борьбе Греции за независимость, — но на самом деле она сама по себе достаточно интересна. Глядя на картину, мы видим печаль и страх на лице и во всей позе девушки. Делакруа использовал холодные, тусклые цвета, усиливающие чувство горя, резко выделяя девушку на более размытом фоне неба и кладбища.

8. Изгнание Гелиодора из храма
«Изгнание Гелиодора из храма» — одна из знаменитых фресок Делакруа, написанная для церкви Сен-Сюльпис в Париже. Это библейский миф из Второй книги Маккавеев. Гелиодор, министр сирийского царя, был послан, чтобы забрать сокровища из Иерусалимского храма. Яркие цвета и контраст света и тени являются данью Делакруа венецианским художникам, таким как Веронезе и Тинторетто. Делакруа уравновешивает драму и хаос событий, помещая их в сдержанные архитектурные рамки. Многие из первых зрителей были шокированы этой драматической композицией и лихорадочной сценой.

9. Шильонский узник
Картина «Шильонский узник» обращается к знаменитой поэме Байрона, которая посвящена женевскому политическому деятелю 16-го века, который был заключен в замке Шильон на Женевском озере. Картина намеренно темная и мрачная, отражающая атмосферу тюремной камеры. Заключенный тянется, натягивая цепь, в попытке добраться до второй фигуры, скрывающейся в тени, фигуры его умирающего брата, который остается вне досягаемости.

10. Молодой тигр, играющий со своей матерью
Если вы устали от крови и ужасов в шедеврах Делакруа, пусть «Молодой тигр, играющий со своей матерью», внесет некоторое разнообразие. Картина написана в начале карьеры художника, когда он много рисовал животных. Некоторые утверждают, что Делакруа использовал свою кошку в качестве модели для этих картин, хотя есть также свидетельства того, что он наблюдал тигров, играющих в парижском зоопарке.
