Немецкий художник Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге в 1471 году. Один из самых известных художников Северного Возрождения. Как и многие его современники Дюрер был разносторонне талантлив: он рисовал маслом, акварелью, тушью, делал гравюры, а также писал работы на тему архитектуры, геометрии и инженерии. Сегодня мы рассмотрим 10 самых знаковых работ мастера.
1. Автопортрет в одежде, отделанной мехом

Автопортрет был создан в 1500 году, незадолго до 29-летия художника. Дюрер с портрета смотрит прямо на зрителя, а рука сложенна как будто для благословения. Если учесть симметрию и темные тона, так во времена художника так рисовали Иисуса Христа. Дюрер создал монументальный образ в самом известном его автопортрете, который теперь хранится в картиной галерее «Старая пинакотека» в Мюнхене.
2. Заяц

Заяц Дюрера — важное произведение наблюдательного искусства. Дюрер мастерски запечатлел зайца с реалистичной, почти фотографической точностью. Художник великолепно отобразил световые эффекты на текстуре меха. Рисунок несмотря на прорисовку деталей не теряет целостность образа и мы видим немного напуганного зверька. Рисунок находится в галерее Альбертина, в Вене.
3. Адам и Ева

Адам и Ева это резцовая гравюра на меди — техника которую художник освоил в начале 16 века. Мы видим увлечение Дюрера идеей совершенной человеческой формы и пропорциям, характерной для эпохи Возрождения в Италии. К концу своей жизни Дюрер написал несколько книг на эту тему. Позы Адама и Евы идеализированы и симметричны — каждая фигура переносит вес на одну ногу, в то время как другая нога согнута, и у каждой одна рука, слегка поднята вверх. Гравюра хранится в государственном художественном музее в г. Карлсруэ, Германия.
4. Руки молящегося

Одна из самых известных работ Дюрера. Выполнена чернилами и белилами на синей бумаге. На рисунке мы видим руки молящегося человека; художник сделал его как набросок к нарисованному алтарю, который впоследствии был уничтожен пожаром в 1729 году. В настоящий момент «Руки молящегося» стали международным символом, безусловно, одним из самых часто повторяемых изображений. Рисунок экспонируется в галерее Альбертина, в Вене.
5. Большой кусок луга

Рисунок выполнен акварелью в 1503 году. Эта знаковая работа является шедевром естествознания в период, когда реализм еще не пришел в область ботанической иллюстрации. Дюрер тщательно изобразил несколько растений, включая корни, почки и листья, досконально прорабатывая детали. Среди растений можно увидеть, подорожник маргаритки, одуванчики и тысячелистник. Рисунок также хранится в галерее Альбертина, в Вене.
6. Святой Иероним в келье

Гравюра была завершена в 1514 году и изображает святого работающим за столом. Эта медная гравюра наполнена символизмом: на столе находится крест, символизирующий воскрешение, а слева на подоконнике лежит череп, символизирующий смерть. Лев на переднем плане связан с традиционной иконографией святого Иеронима, в то время как лежащая рядом собака, часто появляющаяся в работах Дюрера, символизирует верность. Гравюру можно увидеть в Британском музее в Лондоне.
7. Четыре апостола

Эта последняя большая работа художника была закончена в 1526 году. К этому моменту Дюрер вернулся в свой родной город Нюрнберг. Картина была принесена им в дар городу. На этом диптихе- мы видим четырех апостолов Иоанна Богослова (с открытой книгой), Петра (с ключами), Марка (со свитком) и Павла (с мечом и закрытой книгой). «Четыре апостола» экспонируются в Старой пинакотеке в Мюнхене, несмотря на попытки города Нюрнберга вернуть его себе.
8. Портрет отца, Альбрехта Дюрера Старшего

Этот небольшой портрет находится в галерее Уффици во Флоренции, Италия, и является самой ранней из известных картин Дюрера: он написан в 1490 году, когда художнику было 18 лет. На портрете изображен отец художника, ювелир Альбрехт Старший, в возрасте 62 или 63 года. Семья Дюрера была очень близка; позже художник описал своего отца как человека, который «жил честной христианской жизнью, был человеком терпеливым, мягким и миролюбивым для всех и очень благодарным Богу». Существует подобный портрет матери Дюрера, Барбары Холпер, который в настоящее время находится в Нюрнберге. Предполагается, что эти два портрета были созданы, как диптих, но висят они отдельно по крайней мере с 1628 года.
9. Мадонна с младенцем (Мадонна Халлер)

Дюрер отправился в Венецию в конце 15-го века, где он познакомился с художником Джованни Беллини, чье влияние несомненно в этой работе. Пухлый младенец Христос, пирамидальная структура Девы, а также синий и красный цвета напоминают картины Беллини. Небольшой герб в левом нижнем углу идентифицирует заказчика картины: человека из богатой нюрнбергской семьи Халлера фон Галлерстайна. В середине 20-го века картина приобретена американским бизнесменом Сэмюэлем Крессом, который впоследствии передал ее в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, где она и находится сегодня.
10. Мученичество десяти тысяч христиан

Эта картина маслом была заказана Фридрихом III для алтаря Церкви Всех Святых в Виттенберге, Германия. Это иллюстрация к легенде о десяти тысячах христиан, которые были убиты на горе Арарат в результате резни, устроенной персидским царем Сапоратом по указанию римских императоров Адриана и Антония. Ранее Дюрер никогда не занимался композицией с таким количеством фигур. А здесь он включил себя в середину сцены: фигура в черном держащая посох.