Известный как один из самых выдающихся художников эпохи барокко, фламандский (Нидерланды) художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) создал огромное количество работ (Около 3000 картин). Хотя он наиболее известен своими мифологическими картинами сладострастных обнаженных женщин, в коллекции его работ не мало произведений как религиозного, так и политического характера. Мы предлагаем увидеть некоторые из наиболее важных работ Рубенса от «Ужасов войны» до «Суда Парижа».
1. Избиение младенцев
«Избиение младенцев» — картина, иллюстрирующая библейскую историю из Евангелия от Матфея о том, как римские солдаты убили всех новорожденных мальчиков в Вифлееме по приказу царя Ирода, — была написана в начале 17-го когда Рубенс вернулся после восьмилетнего пребывания в Италии, где проводил время, изучая работы художников, таких, например, как мастер итальянского барокко Караваджо. Картина стала самой дорогой картиной старого мастера, когда-либо проданной -канадский бизнесмен и коллекционер Кеннет Томсон купил ее за 49,5 млн фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s в 2002 году; после он передал ее в дар Художественной галерее Онтарио в 2008 году.

2. Ужасы войны
Картина написана в 1637-1638 годах по заказу итальянского герцога Фердинандо II Медичи и сегодня находится в галерее Палаццо Питти в Палатине во Флоренции. На картине изображен Марс, римский бог войны — яростный воин, удерживаемый Венерой, изображенной в типично сладострастном рубенсовском стиле, которой, однако, не под силу остановить ни его, ни сопровождающие его убийства. Считается, что Рубенс использовал римскую мифологию как аллегорию: это его отношение к Тридцатилетней войне, которая опустошала Европу к тому моменту уже в течение двух десятилетий.

3. Суд Париса
Источником для мифологического произведения Рубенса «Суд Париса» послужил древнегреческий миф с одноименным названием, в котором Парису пришлось решать, кто прекраснее из трех богинь: Гера, Афина или Афродита; именно его ответ в итоге привел к развязыванию Троянской войны. Есть еще одна версия этой картины — более поздняя, написанная к концу 1630-х годов, висит в мадридском Музее Прадо.

4. Потолок Рубенса
Поклонникам искусства, посещающим лондонский Банкетный зал при Уайтхолльском дворце (почти полностью сгоревшем в 1698 году), нужно только взглянуть вверх, чтобы увидеть одно из самых уникальных произведений Рубенса — единственную сохранившуюся роспись потолка, созданную фламандским мастером. Известная как «Потолок Рубенса», серия из 9 полотен была заказана королем Карлом I и посвящена правлению его отца Якова I. Она создана в мастерской художника в Антверпене, а затем отправлена в Лондон и установлена в 1636 году.

5. Снятие с креста
«Снятие с креста», расположенное в Антверпенском соборе Богоматери, представляет собой триптих, выполненный в начале 17-го века, на котором изображено безжизненное тело Христа, снимаемое с креста группой людей, среди которых Дева Мария, апостол Иоанн, одетый в красное и Мария Магдалина. Собор Девы Марии, вероятно, одно из немногих мест, где можно увидеть религиозное наследие Рубенса: там же находятся три другие работы художника: триптихи «Воздвижение Креста» и «Воскресение Христово» и написанное для алтаря церкви «Успение Пресвятой Девы Марии».

6. Прибытие в Марсель
Одна из 24 картин, составляющих так называемый цикл Марии Медичи — по заказу французской королевы итальянского происхождения, вдовы короля Генриха IV, пожелавшей запечатлеть важнейшие события в ее жизни, — «Прибытие в Марсель» изображает Марию сходящей с корабля во французском порту в сопровождении Посейдона, Тритона и трех сладострастных наяд. Ходят слухи, пышнотелые наяды написаны, чтобы отвлечь внимание строгого заказчика от образа королевы. Сегодня «Прибытие в Марсель» находится в Лувре в Париже.

7. Охота на бегемота и крокодила
Кроме многочисленных религиозных и мифологических заказов Рубенс получал и заказы на создание драматических, масштабных сцен охоты, известных сегодня своей энергией и пристальным вниманием к деталям, особенно у животных. «Охота на бегемота и крокодила», написанная по заказу Максимилиана I, курфюрста Баварии, украсившая его летнюю резиденцию, дворец Шляйссхайм. Сегодня картина находится в мюнхенской Старой Пинокотеке.

8. Самсон и Далила
«Самсон и Далила», купленные лондонской Национальной галереей в 1980 году за 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Картина, на которой изображены одноименные библейские персонажи, — вероятно, самая спорная работа Рубенса. С момента покупки постоянно разгораются споры о подлинности картины — есть даже целый веб-сайт, посвященный этим спорам, с американским историком искусства Ричардом Фримантлом, который оценивает работу как «вульгарную» и «грубую» для художника калибра Рубенса. Однако в течение многих лет Национальная галерея придерживается своей позиции, что «Самсон и Далила» действительно принадлежит кисти мастера.

9. Сад любви
Написанный вскоре после брака Рубенса со второй женой — Еленой Фурман — «Сад любви» считается праздником их союза. Если приглядеться, можно увидеть, что все женщины похожи (а женщина в синем платье появляется на картине дважды — слева, спиной к зрителю, и в центре), скорее всего все они списаны с Елены. На полотне всего двое мужчин, которые так же схожи между собой. Считается, что Рубенс написал не статичную картину, целую историю, которую нужно читать слева направо: от знакомства до свадьбы. Полотно хранится в Музее Прадо в Мадриде.

10. Осенний пейзаж с видом на замок Стен
В идиллической пасторальной сцене « Осенний пейзаж с видом на замок Стен» изображена прекрасная усадьба недалеко от Антверпена, где Рубенс счастливо провел последние пять лет своей жизни. Картина написана в 1636 году, когда художник страдал от подагры, его дрожащие руки уже не могли выписывать детали так же точно, как раньше, тем не менее, она считается одним из лучших пейзажей 17-го века.
