
Оскар Кокошка. Мост Августа в Дрездене
Если мы смотрим на картину и видим россыпь ярких красок, символичные изображения, в которых едва улавливаются знакомые объекты – дома, улицы, люди – это в лучшем случае, а может оказаться, что символизм доминирует, значит перед нами картина, созданная экспрессионистом.

Макс Пехштейн. Закат
Экспрессионизм – это течение в европейском искусстве, возникшее в конце 19 века и получившее наибольшее развитие в начале 20-го. Он нашел отражение в литературе, театре, кинематографе, музыке, моде. И в первую очередь в живописи. Крайне субъективное мировосприятие художников отвергло посредников в виде техники, правил, реализма и натурализма. Все образы, пропущенные через чувства мастера, предстают перед публикой, преувеличенные, оформленные контрастными цветами. Обнаженные чувства передаются непосредственно от автора зрителю. И ждут не оценки или понимания. Основная цель художника – выразить эмоции. И она требует ответных эмоций.
Представители: Джеймс Энсор, Эдвард Мунк, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франк Ауэрбах, Амедео Модильяни.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Перегон скота

Амедео Модильяни. Сидящая алжирская альмаиза
Предшественниками экспрессионистов принято считать постимпрессионистов. Иными словами – сначала Ван Гог, затем Мунк. В обоих случаях мы видим резкие, нервные мазки, деформированные, не прорисованные фигуры. Экспрессионизм возник как форма отрицания, как болезненная реакция на противоречия жизни и уродства цивилизации. Страх, разочарование, тревога, жизненные сложности, пропущенные через фильтр чувств авторов, вырываются наружу, кричат с полотен.
С приходом Гитлера к власти в 1933 экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», выставки экспрессионистов закрыты, так рисовать запрещено. Несмотря на это многие не оставили этой манеры, и остаток жизни провели в страхе конфискации полотен.

Франк Ауэрбах. За станцией метро Камден Таун, летний вечер