
Эдвард Мунк — один из самых ярких экспрессионистов и первый из них добившийся успеха и признания, норвежский живописец и график. Его творчество проделало путь от полного непонимания и неприятия публикой (первая выставка Мунка в Германии была закрыта через несколько дней после открытия в результате скандала), до безоговорочного признания (в норвежской национальной галерее в Осло находится коллекция полотен, большая часть которых была приобретена галереей у художника практически сразу после их создания).
Почему его узнают?

Фирменный стиль Мунка – символичность сюжетов и простота форм. Крайне мало картин, на которых четко прорисованы лицо или руки, при том, что в картинах, где они все-таки прорисованы видно несомненное мастерство мастера. Яркие, насыщенные тона, отлично прорисованная перспектива, несколько напряженные образы – спутать Мунка с другими художниками не получится.
Самое известное полотно

Одна из самых узнаваемых картин «Крик» (первоначальное название «Отчаяние»), существует в четырех экземплярах, написанных в период между 1893 и 1910 (кроме того сохранилось несколько вариантов картины и литографии, в которых художник искал образ, наиболее точно отражающий замысел). Она, ставшая эмблемой экспрессионизма, входит в серию картин под названием «Любовь», впервые представлена публике на берлинской выставке в 1893 году. Вся эта выставка, в целом, получила негативные отзывы.
Что же за настроение владело художником, когда он писал этот шедевр?
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» (Дневник, Ницца, 22.01.1892)

Навязчивое убеждение, что любовь это путь к неизбежному расставанию, жажда жизни, неизбежно ведущей к смерти – проходят через все творчество Эдварда Мунка. Один из самых одиноких художников, чье психическое спокойствие подорвано неудачными романами, сомнениями, религиозным настроем в конфликт с которым вступал образ жизни, которую он вел – Мунк словно сам стоит на этом мосту под красным небом, обещающим воздаяние за все грехи.
