
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня, 1563
Питер Брейгель Старший (1525-1569) — родоначальник нидерландской династии художников и, пожалуй, самый известный из них. И, наверное, самый значимый. Его картины сохранили для нас кусочек средневековья, но не «темного», полного охотников на ведьм и религиозных фанатиков. Картины Брейгеля, иллюстрируют жизнь обычных крестьян, а так же их пороки, бессмысленность их суеты. Все его сюжеты полны глубочайшего смысла: посмотрите на картину «Падение Икара». Главный герой нарисован очень маленьким, где-то в углу картины; да, честно говоря, его вообще трудно заметить! А вокруг жизнь идет своим чередом. Это не что иное как иллюстрация народной мудрости «Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает» — смерть одного человека ничего не меняет, ни для кого не имеет значения..

Питер Брейгель Старший. Пейзаж с падением Икара, 1558

Питер Брейгель Старший. Пейзаж с падением Икара (фрагмент), 1558

Питер Брейгель Старший. Слепые (Притча о слепых), 1568
До настоящего времени сохранилось 45 картин, более 30-ти из них изображают природу, деревню и множество ее безликих жителей, крестьян — до него никто из художников не уделял им внимания, в то время как Брейгель старший посвятил им, их занятиям большую часть картин — отсюда его прозвище: Брейгель Мужицкий. Только в последние годы художник начал писать картины, на которых крупным планом были выведены герои, показан их характер, эмоции.

Питер Брейгель Младший. Триумф смерти, 1610-е
Не таким был его старший сын — Питер Брейгель Младший (1564-1636), прозванный Брейгелем Адским за свое увлечение сюжетами страшного суда и адскими монстрами в стиле Босха. Кроме того он известен тем, что рисовал копии картин своего отца (и они всегда неплохо продавались) до тех пор, пока не нашел себя в изображении пейзажей и жанровых деревенских сцен (со своих картин он так же рисовал по несколько десятков копий). Как картины отца, яркие, энергичные картины Питера Брейгеля Младшего построены на идиомах и полунамеках. Однако, у него более цельная композиция, фигуры крестьян не являются разрозненными.

Питер Брейгель Младший. Четыре сезона. Лето, 1630-е

Ян Брейгель Старший. Рай, 1620
Второй сын Питера Брейгеля — Ян Брейгель Старший (1568-1625), прозванный Райским, Бархатным, известен своими натюрмортами, детальными и подробными изображениями цветов, великолепными пейзажами. Его картины, как и картины отца и старшего брата изобилуют мелкими человеческими фигурами, но уже более реалистичными.

Ян Брейгель Старший. Аллегория зрения, 1617

Ян Брейгель Младший. Речной пейзаж, 1630-е
Ян Брейгель Младший (1601-1678) – старший сын Яна Брейгеля Старшего – ученик своего отца, писавший пейзажи и натюрморты в стиле своего отца. Более того, с картин отца он делал копии и выставлял их на продажу под подписью Яна Брейгеля Старшего. Несмотря на схожие с отцом стиль и тематику, картины Яна Брейгеля Младшего не так впечатляют.

Ян Брейгель Младший, Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры
А вот его сводный брат Амброзиус Брейгель (1617-1675) работал в стиле барокко, рисовал пейзажи и цветы. До нас дошло всего несколько картин, принадлежащих его кисти, и у тех авторство вызывает сомнение.

Амброзиус Брейгель. Богоматерь и младенец в цветочной гирлянде
Возвращаемся на один пункт, а именно к Яну Брейгелю Младшему: трое его сыновей Ян Питер Брейгель (1628-1664) (рисовал натюрморты с цветами), Авраам Брейгель (1631-1690) и Ян Баптист Брейгель (1647-1719) (натюрморты с фруктами) так же стали художниками. Наибольшей известности добился Авраам. В его картинах удивительным образом объединены пейзаж, натюрморт, натура. При этом высочайшее мастерство фламандских художников сочетается с барокко итальянских современников.

Авраам Брейгель. Натюрморт с фруктами и цветами на акантовом каменном рельефе