Французский поэт Шарль Бодлер однажды заявил: «Что такое искусство? Проституция.» На протяжении всей истории художники использовали проституток в качестве моделей и муз для своих работ. Хотя это особо не афишировалось, некоторые художники и не пытаются скрывать, кто является объектом их работ. От красочных пастелей Тулуз-Лотрека до перенасыщенных эротикой эскизов Эгона Шиле, мы представляем подборку самых известных произведений искусства, на которых изображены девушки с низкой социальной ответственностью.
1. Эдуард Мане. Олимпия

Мане не стеснялся профессии Олимпии. Олимпия несомненно проститутка: орхидея в ее волосах, черная лента на шее и черная кошка в ее постели — все это неявные символы ее статуса — даже ее имя ассоциировалось с проституцией. Когда картину впервые показали в 1865 году на парижском салоне, это вызвало бурю негодования. Парижан шокировал ее холодный, наглый прямой взгляд, апатия, выражавшаяся на ее лице, ее расслабленное тело и пренебрежение букетом, который держал ее слуга. В отличие от чувственной и соблазнительной Тицианской Венеры Урбино, Олимпия Мане сталкивает нас с суровой реальностью женщины, которая занимается проституцией. По иронии судьбы, модель для Олимпии вовсе не была проституткой (это Викторина-Луиза Мёрент, художница и модель, обожаемая многими художниками того времени).
2. Анри де Тулуз-Лотрек. Туалет

Тулуз-Лотрек был очарован проститутками. Он часто посещал Мулен Руж и бордели на Монмартре и около него, и он никогда не забывал брать с собой холсты и кисти. Как и Мане, он не сексуализирует и не осуждает проституток, а вместо этого дает редкий взгляд на их повседневную жизнь. Тулуз-Лотрек создал целую серию пастелей о взаимоотношениях, которые он видел между проститутками, сочувственно изображая их товарищеские отношения. «Le Toilette» был написан после серии пастелей; женщина, Кармен Гаудин, была его любимой моделью. Она была прачкой и занималась проституцией, чтобы сводить концы с концами. Лотрек намекает на это полным отсутствием одежды кроме одного свободного черного чулка. Как и во многих произведениях Лотрека, он улавливает тихую рутинность ее жизни, подглядывая, словно через «замочную скважину».
3. Винсент Ван Гог. Син в белом с сигарой, сидящая на полу

Когда вы думаете о Винсенте Ван Гоге, проститутки, вероятно, самое последнее, что приходит на ум. Его печальные автопортреты, подсолнухи и звездное ночное небо являются знаковыми для его творчества, но Ван Гог рисовал и проституток. В молодости он создал серию набросков Класины Марии Хоорник или Син. Когда он впервые встретил ее, Син была беременна и абсолютно нищая. Он взял ее — к большому потрясению своей семьи — и рисовал ее, ее дочь и позже мальчика, которого она родила за два года или около того, которые они провели вместе. Син не смущается под пристальным вниманием ван Гога, будь то нагота, кормление ребенка или даже просто курение. Неудивительно, что личным фаворитом Ван Гога был набросок « Син в белом с сигарой, сидящая на полу ». Мрачность Сиена хорошо читается на этих самых рисунках.
4. Анри Жерве. Ролла

Большая часть ранних работ Гервекса была основана на мифах и историях, которые чаще всего были больше, чем просто поводом рисовать обнаженных женщин. «Ролла» не исключение. Художник был очень любим Парижским салоном, но «аморальная» «Ролла» была жестко отвергнута публикой. Однако, получившийся скандал лишь увеличил популярность картины. На ее создание Гервекса вдохновило стихотворение Альфреда де Мюссе — в этой сцене молодой Ролла и проститутка Мари. Как и на многих картинах конца 19-го века, вывод о ее статусе проститутки следует исключительно из отсутствия на ней одежды.
5. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы

Считается, что когда Пикассо впервые услышал о том, что публика пребывает в шоке от «Радости жизни» Анри Матисса, его первой мыслью было превзойти своего соперника. И в 1907 году он это у него получилось. До того, как картина была представлена публике в 1916 году, она успела не понравиться многим коллегам-художникам. Матисс, по-видимому, был взбешен и назвал ее «плохой шуткой». Женщины на картине раздеты и двумерны, их угловатые формы лишены традиционных ассоциаций женственности и красоты настолько, что смотреть на них почти неудобно. Стилистически «Девицы» относятся к «примитивному» искусству.
6. Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска

«Одалиска» на самом деле является заимствованным словом — оно произошло от турецкого слова odalık, означавшего горничную. На западе это слово означает исключительно наложницу гарема. «Большая одалиска» Энгра, как и предыдущие картины, была принята публикой без восторга: но не столько из-за темы, сколько из-за преувеличенных и анатомически неправильных пропорций наложницы. Ее длинные конечности и шея, маленькая голова, крошечная талия и большой бюст были категорически раскритикованы; ни одна женщина не сможет повторить эту позу. Однако, пренебрегая анатомической точностью, Энгр хотел лишь показать чувственность и соблазнительность, подчеркнутые роскошной обстановкой.
7. Альберто Джакометти. Каролина на белом фоне

Работы Альберто Джакометти в послевоенные годы искусства характеризуются тонкими, подобными статуям изображениями мужчин и женщин. Они кажутся одинокими, изолированными. Долгое время любимой моделью Джакометти была его жена Аннет. Затем Джакометти встретил Кэролайн — настоящее имя Ивонн Пуаро — парижскую проститутку. Джакометти был очарован Кэролайн. В последние годы все его работы были сосредоточены исключительно на ее изображении. Во всех он рисует ее в его простом, похожем на эскиз стиле, но лицо детализировано, привлекая внимание: ее глаза широко раскрыты и смотрят на зрителя.
8. Эгон Шиле. Черноволосая девушка с задранной юбкой

Эгон Шиле любил женщин. Если Лотрек изображал проституток в их тихие, личные моменты, то Шиле рисовал их в самых эротичных ситуациях. Поза и выражения лица девушки почти гротескны в том, насколько они искажены. Если такие рисунки могут сегодня рассматриваться на грани между искусством и порнографией, вы можете представить себе, какой скандал они вызвали в начале 20-го века.