
Анри Матисс. Зеленая полоса,1905
Французский художник, известный нам по необычайно ярким и мощным образам, постоянно искавший новые приемы и инструменты в живописи – Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869 – 1954) одна из ключевых фигур в живописи 20 века, лидер течения фовистов, оказавший влияние на все современное искусство.
Справочно: Фовисты – течение в искусстве 1900-1910 годов, получившее свое название, когда впервые представивших публике свои работы художники-экспериментаторы, чьи яркие энергичные работы потрясли зрителей, удостоились прозвища «дикарей» – «фовистов» (фр. fauves).

Анри Матисс. Красные рыбки, 1911
Матисс начал рисовать довольно поздно, но, начав самостоятельно, затем получил хорошее художественное образование в Париже, где познакомился с многими молодыми художниками, так же как и он искавшими свой путь в живописи. Перепробовав практически все стили, господствовавшие в искусстве конца 19 — начала 20 века – импрессионизм, экспрессионизм, кубизм – в итоге он отбросил все каноны и пошел по собственному пути – обладая великолепным чувством цвета, он в полной мере использовал свой дар.

Анри Матисс. Красные рыбки и скульптура, 1911
Для его полотен характерны крупные детали, фигуры людей, выполненные яркими чистыми красками, которые не смешиваются в поисках оттенков; разная густота и плотность нанесения краски, местами просвечивающий холст. Если глядя на картину, вы думаете, что возьмете фломастеры, и быстренько нарисуете подобный шедевр – скорее всего, перед вами Матисс.
С 1890 по 1900, подчиняясь самому популярному направлению – импрессионизму, под впечатлением от творений Ван Гога и Эмиля Бернара, он создает картины, которые, однако, не приносят ему ни успеха, ни денег, что доводит художника до депрессии, он был близок к тому, чтобы бросить рисовать. Чтобы избавиться от денежных трудностей, Матисс поступил на службу в качестве художника-реставратора.

Анри Матисс. Настурции. Панно Танец, 1912
В конце концов, от финансовых проблем его спасли коллекционеры, увидевшие в его ярких, необычных картинах образ современности. В 1906 американский коллекционер и критик Лео Стайн, проживавший в то время в Париже приобрел «Радость жизни» — чересчур смелую, яркую картину, принятую публикой с возмущением, но ознаменовавшую новый период в творчестве Матисса и истории европейского искусства в целом.

Анри Матисс. Радость жизни, 1905-1906
От русского коллекционера Сергея Ивановича Щукина Матисс получил заказ на три декоративных панно в 1908. Две картины были нарисованы и прибыли в Москву в 1910 году (национализированы после революции и выставлены в Эрмитаже). Третья осталась в эскизах.

Анри Матисс. Музыка, 1910

Анри Матисс. Танец, 1909
Картины были щедро оплачены Щукиным, на полученные деньги художник жил семь лет ни в чем себе не отказывая.
Матисс лично приезжал участвовать в их установке в особняке коллекционера. Он посетил Санкт-Петербург и Москву.
«Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души»

Анри Матисс. Автопортрет, 1900