Николай Константинович Рерих (1874-1945) – художник-мистик, философ и странник, исключительное явление в истории русского искусства, чья биография похожа на приключенческий роман, а живопись притягательна уравновешенной гармонией, глубоким символизмом.
Начавший свой творческий путь в России, зачарованный ее природой, историей и преданиями старины, Рерих пишет Русь ее храмы, ее святых. Подобно многим мыслителям, путь духовного обновления жизни он видит в возвращении к природе. На его полотнах памятники старины и храмы восстают из руин, святые вновь шагают по великой земле.
Поступив в Художественную Академию в 1983 году, Николай Рерих посещает мастерскую знаменитого пейзажиста Куинджи, и влияние мастера видно в его картинах.
В 1900 году он едет в Париж, где проходит обучение в студии Ф.Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам, но, используя опыт французских живописцев, Рерих овладевает цветом и рисунком. Цвет в полную силу зазвучал на полотнах. Новая манера рисования окрашена радостным, оптимистическим восприятием жизни.
В 1903-1904 годах Рерих предпринимает большую поездку по России, в ходе которой делает многочисленные зарисовки архитектурных памятников, в которых стремится прежде всего передать мощь переживших века древних сооружений.
В период с 1905 по 1914 Рерих объехал всю Европу, многие города России, внимательно следя за развитием живописи, изучая памятники западной и русской культуры. Однако его все больше увлекала идея о «преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской», духовные связи России с Востоком, подтверждение чему он мечтал отыскать на нехоженых тропах Монголии и Тибета. Огромное влияние на него оказали и широко распространенные среди народов Востока и Запада легенды и сказания о таинственной стране, расположенной в горах Индии. Все это в конечном итоге привело художника в Индию к 1923 году, а в 1928 году он основывает там институт гималайских исследований «Урусвати». В долине Кулу недалеко от института и поселилась семья художника.
Именно здесь создаются, пожалуй, самые удивительные картины, поражающие своей медитативной отрешенностью – Гималайская серия, которую Рерих писал с первой встречи с горами до конца жизни. Одинокие, величественные, покрытые снегами вершины гор, залитые солнцем или погруженные в ночь, стали венцом его творчества.
«Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Лишь немногие умеют одолеть серого дракона повседневности. Сознание человечества настолько насыщено пылью обычности, что необходимо пробить эту стену»