Если посмотреть список самых дорогих картин, проданных на открытых аукционах, на закрытых показах, если вспомнить самых популярных и покупаемых художников, то большинство из них окажутся авангардистами, импрессионистами, неоэкспрессионистами.
Теперь мало кто вспоминает, что было время, когда в Европе работы этих художников изымали и уничтожали.
В 1892 году впервые в отношении живописи было употреблено слово «вырождение» — писатель Макс Нордау объявил, что все современное искусство страдает патологической неврастенией. Придя к власти в Германии, нацисты подхватили эту мысль, сделав ее национальной идеей – уже в 1933 в рецензии на выставку экспрессиониста Оскара Шлеммера зазвучал вопрос: а таким ли должно быть искусство Германии? Неужели кто-то уважает такие произведения искусства? Не выбросить ли все это в мусорную кучу?
На все, что не являлось изображением чистеньких крестьянских семей, героических сцен и портретов фюрера – повешен ярлык «вырожденческого» искусства, «дегенеративного» искусства. Приемлемы только Дюрер, Альтдорфер, Гольбейн, Коринт (но не весь) и несомненные шедевры эпохи Возрождения.
Вырожденческое искусство изымали из музеев, выставок. Антикварные магазины закрывались. Художникам было запрещено заниматься живописью, покупать кисти и краски; на них начались гонения. Многие художники, подобно Эрнсту, Мунку, Клее покинули Германию. Другие, подобно Кирхнеру, покончили с собой.
Когда в ходе конфискаций власти собрали тысячи произведений, возник вопрос, что с ними делать. Малая часть картин была распродана на нескольких аукционах, которые ставили участников перед дилеммой: с одной стороны таким образом были спасены шедевры Пикассо, Гогена, Модильяни, Матисса, Ван Гога, Мондриана, с другой стороны вырученные средства шли на пополнение казны нацистского режима. Все, что не удалось продать, было уничтожено: 20.03.1939 года сожгли 1004 картины и скульптуры, кроме того 3825 рисунков.