Самый главный сюрреалист 20-го века – Сальвадор Дали (1904-1989), он же маркиз де Дали де Пуболь. Испанский художник, скульптор, писатель, c молодости славившийся своими эксцентричными выходками, которые, как и стоило предполагать, не только привлекали к нему повышенное внимание, но и служили причиной многих неприятностей. Но в большей степени, пожалуй, сослужили ему хорошую службу: в Дали нас привлекает не только творчество, но и личность самого художника – он сам часть своего творческого проекта и главное действующее лицо.
По приезду из Мадрида в Париж в 1926 (год, когда его выгнали из художественной академии за поведение, конечно) и до конца 1920-х годов Сальвадор Дали пишет картины, находясь под влиянием Пикассо и Брака, экспериментируя с импрессионизмом, кубизмом и дадаизмом. Но в начале 1930-х годов Дали – это уже сложившийся сюрреалист. Именно в этот период он, с его высочайшей живописной техникой, обращается к сюжетам безумного и неотразимого сюрреализма, его мысли подобно мыльным пузырям, всплывают без какой-либо сознательной последовательности (так гласит учение о сюрреализме), а образы на картинах-ребусах вытекают один из другого.
Публика и критики неоднократно (и до сих пор) задавались вопросом, безумец ли он или просто мастер провокации. В картинах Дали, увлеченного теорией Фрейда, откровенно и вызывающе раскрываются темы секса и подсознательного.
И в то же время с конца 1930-х годов появляются черты академизма — иррациональные и фантастические образы, сюрреалистичные сюжеты выполнены в безупречной технике времен Ренессанса, в эпохе которого Дали видел расцвет изобразительного искусства, его совершенство.
Постоянно участвующий в выставках и снискавший известность художник пользуется сумасшедшей популярностью – он сотрудничает с Уолтом Диснеем (правда, не очень результативно), с Альфредом Хичкоком (не сказать, чтоб очень успешно); он снимает фильмы, пишет книги и даже снимается в рекламе. Но все это после того, как его изгнали сюрреалисты (на этот раз по политическим разногласиям, но, думается, что и за поведение тоже).
Сюрреалисты порвали с Дали и, похоже, оказались в меньшинстве: «Сюрреализм — это я!» — заявил Дали, и сегодня мы видим, что он оказался прав.