Сюрреализм – это я! Или кто такой Дали?

Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931
Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931
Самый главный сюрреалист 20-го века – Сальвадор Дали (1904-1989), он же маркиз де Дали де Пуболь. Испанский художник, скульптор, писатель, c молодости славившийся своими эксцентричными выходками, которые, как и стоило предполагать, не только привлекали к нему повышенное внимание, но и служили причиной многих неприятностей. Но в большей степени, пожалуй, сослужили ему хорошую службу: в Дали нас привлекает не только творчество, но и личность самого художника – он сам часть своего творческого проекта и главное действующее лицо.
Сальвадор Дали. Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения, 1944
Сальвадор Дали. Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения, 1944
По приезду из Мадрида в Париж в 1926 (год, когда его выгнали из художественной академии за поведение, конечно) и до конца 1920-х годов Сальвадор Дали пишет картины, находясь под влиянием Пикассо и Брака, экспериментируя с импрессионизмом, кубизмом и дадаизмом. Но в начале 1930-х годов Дали – это уже сложившийся сюрреалист. Именно в этот период он, с его высочайшей живописной техникой, обращается к сюжетам безумного и неотразимого сюрреализма, его мысли подобно мыльным пузырям, всплывают без какой-либо сознательной последовательности (так гласит учение о сюрреализме), а образы на картинах-ребусах вытекают один из другого.
Сальвадор Дали. Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала, 1950
Сальвадор Дали. Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала, 1950
Публика и критики неоднократно (и до сих пор) задавались вопросом, безумец ли он или просто мастер провокации. В картинах Дали, увлеченного теорией Фрейда, откровенно и вызывающе раскрываются темы секса и подсознательного.
Сальвадор Дали. Великий мастурбатор, 1929
Сальвадор Дали. Великий мастурбатор, 1929
И в то же время с конца 1930-х годов появляются черты академизма — иррациональные и фантастические образы, сюрреалистичные сюжеты выполнены в безупречной технике времен Ренессанса, в эпохе которого Дали видел расцвет изобразительного искусства, его совершенство.
Сальвадор Дали. Лицо войны, 1940
Сальвадор Дали. Лицо войны, 1940
Сальвадор Дали. Расщепление атома, 1947
Сальвадор Дали. Расщепление атома, 1947
Постоянно участвующий в выставках и снискавший известность художник пользуется сумасшедшей популярностью – он сотрудничает с Уолтом Диснеем (правда, не очень результативно), с Альфредом Хичкоком (не сказать, чтоб очень успешно); он снимает фильмы, пишет книги и даже снимается в рекламе. Но все это после того, как его изгнали сюрреалисты (на этот раз по политическим разногласиям, но, думается, что и за поведение тоже).
Сюрреалисты порвали с Дали и, похоже, оказались в меньшинстве: «Сюрреализм — это я!» — заявил Дали, и сегодня мы видим, что он оказался прав.
Сальвадор Дали. Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой, 1945
Сальвадор Дали. Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой, 1945
Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом, 1941
Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом, 1941
Ссылка на основную публикацию