10 работ Гогена, которые вы должны знать

Поль Гоген никогда не принадлежал французскому художественному обществу на 100%, виной ли тому перуанские корни или что-то иное, но художник отдавал предпочтение путешествиям, в которых реализовывал свои художественные замыслы. Его традиционно считают постимпрессионистом, он начинал творить под влиянием Писсаро, прошел через синтетизм и клуазонизм, и остановился на примитивных образах Таити. Его творчество оказало огромное влияние на Пикассо и фовизм. Вот десять его лучших работ.

1. Сады Вожирара

Сады Вожирара, 1879
Сады Вожирара, 1879
В начале своей карьеры Гоген не мог похвастаться взрывным ростом популярности. Он успел послужить в французском военно-морском флоте, поработать биржевым маклером. Живописью он занимался в свободное время. В Париже он увидел картины импрессионистов, особенно Камиля Писсарро. В 1877 году у Гогена появилась своя студия и его работы выставлялись на четвертой, пятой и шестой выставке импрессионистов. Сады Вожирара были показаны на пятой выставке в 1880 году. На картине изображены крыши домов, сады, небо и панорама Вожирара. Ранние работы похожи на стиль Писсарро, которого он старательно копировал.

2. Видение после проповеди

Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом, 1888
Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом, 1888
В 1880-е Гоген посещал Руан, Копенгаген, Панаму, Мартинику, Париж и Понт-Авен в Бретани, где он и создал «Видение после проповеди» в 1888 году. К этому моменту художник уже достаточно отошел от импрессионистов. Мы видим библейскую сцену борьбы Иакова с ангелом, на которую смотрят женщины. Картина исполнена в стиле синтетизм и техники клуазонизма. Синтетизм упрощал изображения, предпочитая двумерные формы и необычные яркие цвета. Метод клуазонизма — изображенные фигуры плоские, и похожи на тени. Вы можете увидеть картину в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

3. Желтый Христос

Желтый Христос, 1889
Желтый Христос, 1889
Клуазонизму дал название художественный критик Эдуар Дюжарден, основываясь на древних техниках использования свинцовых перегородок отделяющих цвета в витражах. «Желтый Христос» — еще один эксперимент мастера в клуазонизме. Картина также создана в Понт-Авене. Здесь изображены женщины, собравшиеся у основания креста, на котором распят Христос. Гоген поместил библейскую сцену в Бретонь, на заднем фоне мы видим пастбища. Сегодня картина находится в художественной галерее Олбрайт-Нокс, город Буффало штат Нью-Йорке.

4. Автопортрет-кувшин

Автопортрет-кувшин, 1889
Автопортрет-кувшин, 1889
В промежутке между созданием двух предыдущих работ, Гоген был в Арле с Винсентом Ван Гогом. У них была идея создать артель художников. Но дружба мастеров быстро переросла в конфронтацию. Последняя их встреча привела к нападению Ван Гога на Гогена с бритвой. После этого события Гоген уехал в Париж, где стал свидетелем казни преступника «Прадо». Эти события произвели на художника сильное впечатление, в результате которого и появился этот странный кувшин. Кувшин в виде головы с закрытыми глазами, лишенной ушей, с потеками красной глазури объединил Гогена, Ван Гога, отрезавшего себе мочку уха, и обезглавленного Прадо. Кувшин находится в Датском музее прикладного искусства.

5. Автопортрет с нимбом

Автопортрет с нимбом, 1889
Автопортрет с нимбом, 1889
Гоген создал более 40 автопортретов. В 1889 году он уехал из Понт-Авена в Ле Пульдю, другую рыбацкую деревушку в Бретани. Остановился в гостинице принадлежащей Мари Генри. Все свое время он проводил расписывая стены гостиницы. Одной из созданных работ был «Автопортрет с нимбом», еще одно важное произведение клуазонизма. На картине холст разделен на две части, лицо находится между половин. Нимб и яблоки в верхней части, змея в нижней являются аллегорией на рай и ад. Они являются символами дуальности, неба и ада — аллегория художника как ангела и демона, создателя прекрасных вещей и богемного прожигателя жизни.

6. Женщина с цветком

Женщина с цветком, 1891
Женщина с цветком, 1891
Впервые Гоген оказался на Таити — части Французской Полинезии в Тихом океане — в 1981 году. Теперь Таити нерушимо связанно с именем художника и его творениями. Он хотел уехать от суеты европейской цивилизации и найти новое, тихое, райское место. Женщина с цветком — одна из первых работ созданных на Таити, и одна из первых изображенных таитянок. В 1892 году Гоген отправил картину в Париж на выставку. В настоящий момент картина находится в Новой глипиотеке Карлсберга в Копенгагене.

7. Дух мертвых не дремлет

Дух мертвых не дремлет, 1892
Дух мертвых не дремлет, 1892
Гоген пробыл на Таити до 1893 года. За это время он женился на тринадцатилетней таитянке Теха`амане, которую он называл Техурой. Образ Техуры прослеживается во многих произведениях того времени. На картине мы видим девушку лежащую на кровати, а на заднем фоне странную фигуру одетую в черный саван, которая присматривает за ней. Считается, что здесь изображен тупапау — мифический полинезийский дух подземного мира. Картина находится в художественной галерее Олбрайт-Нокс вместе с «Желтым Христом».

8. Когда свадьба?

Когда свадьба?, 1892
Когда свадьба?, 1892
Когда Гоген отправился на Таити, он ожидал найти потерянный мир невинности. Вместо этого он обнаружил, что столетие колониализма принесло и туда новые болезни, а родная культура испортилась в результате контакта с внешним миром. На картине «Когда свадьба?» мы видим двух таитянок, из которых только одна в национальном таитянском наряде с белым цветком в волосах, вторая одета по моде, насаждаемой колонизаторами. На заднем плане таитянское нагорье. В 2015 году картина продана за 300 миллионов долларов королевской семье Катара, и стала самым дорогим художественным произведением, когда-либо проданным.

9. Овири

Овири, 1894-1895
Овири, 1894-1895
Вернувшись во Францию в 1893 году, Гоген работал над керамической скульптурой таитянской богини смерти, Овири. Воспользовавшись образами яванской, ассирийской и египетской скульптуры, он создал обнаженную богиню с длинными светлыми волосами и огромными глазами; жестокая и кровожадная, мертвого волка она отпихивает ногой, а руками душит волчонка. Скульптура была выставлена в 1895 году в салоне Национального общества изобразительных искусств, где встретилась с жесткой критикой. Сегодня она считается величайшим керамическим творением Гогена. По просьбе художника копия скульптуры Овири установлена на его могиле.

10. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем ?, 1897-98
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем ?, 1897-98
Вернувшийся на Таити Гоген страдал от множества болезней, у него были проблемы с деньгами. В 1897 году он узнал о смерти своей дочери. Его неотступно преследовали мысли о самоубийстве. В это время он начал работать над картиной, ставшей в последствии его величайшей работой. В названии три основных вопроса, которые люди постоянно задают себе. Полотно шириной почти четыре метра нужно рассматривать справа налево: начиная с женщины с ребенком, проходя через работающих молодых людей в центре, заканчивая старой женщиной слева, примирившейся и погруженной в раздумья. Белая птица у ее ног символизирует бесполезность речей. На заднем плане изображена загадочная, синяя фигура, возможно, являющаяся частью потустороннего мира. Гоген был уверен, что это лучшая его работа и больше никогда не удастся ему создать что-то подобное. Картина находится в Музее изящных искусств в Бостоне.
Ссылка на основную публикацию