Что нужно увидеть в «Черном квадрате» Казимира Малевича.

Каземир Малевич. Черный квадрат, 1915
Черный квадрат, 1915
Предмет бесконечных споров и дискуссий, объект восхищения и объект всевозможных насмешек; пожалуй, самая известная картина в русском искусстве – «Черный квадрат» (1915). Несмотря на предельную простоту, композиция имеет огромнейшее значение и является поворотной точкой в искусстве 20 века. Ну, так в чем же суть?
 
Каземир Малевич. Супрематическая композиция, 1916
Супрематическая композиция, 1916
Вопреки расхожему мнению – Черный квадрат не является экстравагантной выдумкой Малевича. Это результат долгого и упорного поиска, полный уход от академического рисунка, отказ от содержания в любом виде. Это дверь из привычного нам традиционного искусства, направленного, в первую очередь, на отображение окружающего мира (если автор, например, реалист или импрессионист), на передачу чувств и настроения художника (если это, скажем, экспрессионист) в новое. Первая идеальная супрематическая композиция, в которой художнику удалось полностью отказаться и от предмета и от объекта, придя к исключительному доминированию цвета: по теории, супрематические картины — это акт «чистого творчества», уравнивающего Природу и творческую мощь Человека. Такое искусство, лишенное земного тяготения, является как бы взглядом извне, не имеет ни верха ни низа.
 
Каземир Малевич. Супрематическая композиция, 1916
Супрематическая композиция, 1916
«Черный квадрат» Казимира Малевича, а с ним же круг и крест, стали эталонными супрематическими формами, предваряя дальнейшее усложнение супрематической концепции.
 
Каземир Малевич. Супрематическая композиция: полет аэроплана, 1915
Супрематическая композиция: полет аэроплана, 1915
Искусство проделало долгий путь к Черному квадрату: он стал квинтэссенцией всей истории европейского и русского авангарда, разрушавшего принятые нормы, экспериментировавшего, говорившего новые вещи новым языком.
 
Каземир Малевич. Супрематическая композиция, 1916
Супрематическая композиция, 1916
Кроме всего прочего, хочется упомянуть несколько вещей, которые нужно знать о Черном квадрате.
 
Каземир Малевич. Супрематизм: Белое на белом, 1918
Супрематизм: Белое на белом, 1918
 
1. Он не квадратный. Все его стороны не параллельны друг другу, не вертикальны, не горизонтальны.
2. Он не черный. В картине не использована непосредственно черная краска – это смесь разных цветов.
3. Он не един. Под квадратом находятся еще две картины – в стиле кубофутуризма, в стиле кубосупрематизма. И в конце концов – квадрат – чистый супрематизм.
4. Он не один. Квадрат входит в серию из трех картин – Черный квадрат, Черный круг, Черный крест (все они выставлены в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Каземир Малевич. Черный круг, 1923
Черный круг, 1923
 
Каземир Малевич. Черный крест, 1923
Черный крест, 1923
«Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер. » А. Бенуа
Ссылка на основную публикацию